Кард Орсон Скотт - Капитолий (Сага О Вортинге - 2)



Орсон Скотт КАРД
САГА О ВОРТИНГЕ II
КАПИТОЛИЙ
Посвящается Джэю Э. Пэрри, который не только прочитал все это, но и
значительно улучшил.
Ни один ребенок не может быть понят, если не известны родители; ни
одна революция не может быть понята, если не известен прежний порядок; ни
одна колония не может быть понята, если не известна родная страна
колонистов; ни один новый мир не может быть понят, если не известен мир,
предшествовавший ему.
Далее излагаются истории, дошедшие до нас с планеты Капитолий. В них
рассказывается об обществе, возведенном на пластике, стали и сомеке - все
эти составляющие должны были служить вечно, и все они рассыпались в прах.
Эти сказания поведают вам, почему - и каким образом - Абнер Дун встал
на путь уничтожения.
Глава 1
СЛОВНО КРУГИ НА ВОДЕ
У Бергена Бишопа была мечта - он хотел стать художником.
Еще в семилетнем возрасте он заявил об этом, и тут же, словно по
волшебству, перед ним возникли карандаши, бумага, уголь, акварельные и
масляные краски, холст, палитра и целый набор всевозможных кисточек. Раз в
неделю к нему стал приходить учитель рисования. Короче говоря, ему
обеспечили все, что только можно было купить за деньги.
Учитель был достаточно умен и потому прекрасно знал: если уж
зарабатываешь на хлеб, обучая отпрысков богатеньких родителей, то должен
разбираться, когда говорить напрямик, а когда изворачиваться и лгать. Таким
образом, за время работы фраза "У вашего ребенка талант" не раз срывалась с
его губ. Но в данном случае он говорил правду и только правду, а поэтому
ему было несколько трудновато заставить звучать искренне то, что обычно
было ложью.
- Ваш сын талантлив! - с изумлением объявил он. - Ваш мальчик и в
самом деле талантлив!
- А никто этого и не отрицает, - ответила мать мальчика, несколько
удивленная неумными комплиментами учителя.
Отец не сказал ничего, лишь спросил себя, неужели этот глупец-учитель
считает, что подобная экспансивность обеспечит ему прибавку к жалованью.
- Этот парень точно талантлив. У него огромное будущее. Огромное, -
еще раз повторил учитель, а мать Бергена, уже подуставшая от бесконечных
похвал, сказала:
- Мой дорогой друг, мы ни капельки не возражаем против его таланта.
Талант так талант, пусть его. А вас мы ждем в следующий вторник. Большое
спасибо за урок.
Однако, несмотря на подобное безразличие со стороны родителей, Берген
погрузился в рисование с головой. За незначительный срок он приобрел
технику, которая дается лишь долгими годами упражнений.
Он рос очень добрым мальчиком и всегда стоял на стороне
справедливости. Многие юноши с планеты Кроув, посещающие ту же школу, что и
он, считали своих слуг мальчиками для битья. И по-своему были правы - раз
младшие братья вышли из моды, надо ж на ком-то вымещать свою злость. И
слуги (а таковыми являлись мальчики того же возраста, что и господа) с
ранних лет познавали на собственной шкуре одну простую истину: побои юных
хозяев - сущая ерунда, вот попробуй ответить, тогда попляшешь.
Берген, однако, никогда не позволял себе ничего подобного.
Вспыльчивость и вздорность не были свойственны ему, а потому он и его
слуга, Дэл Ваулз, никогда не ругались и не тузили друг друга. Когда же Дэл,
жутко стесняясь, упомянул между делом, что тоже был бы не прочь поучиться
рисовать, Берген поступил по справедливости, то есть поделился с мальчиком
не только красками и кисточками, но и своим учителем.
Учитель рисования не возражал против присутствия на уроках Дэла - тот
сидел тихо и не на



Назад